Ход игры
Ведущий. Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Люди платят дань автомобилизации своими жизнями. Плата эта очень дорогая и ничем неоправданная. Автомобиль превратился из средства передвижения в средство угрозы для жизни, причем автомобиль становится опасным для человека в силу его недисциплинированности как водителя, так и пешехода. И сегодня мы, школьники, повторим азбуку, но не первоклассника, а азбуку пешехода. Повторять будем в виде игры. Для этого весь отряд разделим на 3 команды. Соответственно теме, каждой команде дадим название.
(Команды выбирают себе название, садятся за отдельные столики, на которых находятся макеты дорожных знаков и карта дорог. Жюри оценивает ответы каждой команды по 5-балльной системе).
1. Разминка
• Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? Ответ. Тротуар.
• В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? Ответ. В левую.
• Что означают цвета светофора? Ответ. Красный — опасно или стой, желтый — внимание, приготовиться, зеленый — иди.
• На какой сигнал светофора можно переходить улицу? Ответ. Зеленый.
• Какие опасности могут подстерегать тебя во дворе твоего дома? Ответ. Задний ход машины, открытый люк, незагороженные ремонтные работы.
• Что такое перекресток? Ответ. Это место пересечения улиц, дорог.
2. Игровые задания
Каждая команда разыгрывает ситуацию неправильного поведения на дороге, другие команды должны заметить нарушение.
• Светофор не дал зеленого сигнала, автобус близко, но пешеход перебегает дорогу по пешеходному переходу.
• Пешеход переходит дорогу, когда автобуса поблизости нет, но светофор еще не дал зеленого сигнала.
• Светофор дал зеленый сигнал, но пешеход переходит Дорогу не по пешеходной дорожке.
3. Знаешь ли ты знаки дорожного движения?
Цель: повторить виды знаков, называть правильно, что означает данный знак и к какой группе он относится (запрещающие, предупреждающие, знаки приоритета, предписывающие знаки, информационно-указательные знаки, знаки сервиса).
Ведущий показывает каждой команде по 2 знака, учащиеся четко и правильно называют его.
4. Вопросы-билеты для каждой команды
• По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход? Ответ. По правой.
• Что означает осевая линия? Ответ. Осевая линия — это белая линия, которая делит дорогу на 2 равные части.
• Где разрешается переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет перехода? Ответ. На хорошо просматриваемом участке дороги, если нет ограждений, под прямым углом к проезжей части дороги.
• Из каких элементов состоит загородная дорога? Ответ. Обочина, проезжая часть, кювет.
• Что такое обочина? Ответ. Это специальная часть дороги, предназначенная для пешеходов.
• Что такое кювет? Ответ. Это канава для отвода воды на загородной дороге.
• Как должен двигаться пешеход на загородной дороге? Ответ. Навстречу транспорту.
• Что означает зеленый мигающий знак светофора? Ответ. Движение прекратить.
• Что означает желтый мигающий знак светофора? Ответ. Дождаться следующего сигнала.
5. Информация к размышлению
Ведущий. Часто на дорогах города можно видеть перебегающего пешехода впереди идущего транспорта. По-видимому, пешеход не знает, что достаточно 30 секунд постоять на перекрестке перед красным сигналом светофора и для него загорится зеленый свет. Еще этот пешеход не знает элементарных сведений о тормозном пути автомашин.
Тормозной путь грузовика:
• в сухую погоду при скорости 60 км/час составляет 29 метров;
• в сырую погоду — 37. метров;
• в снег и лед — 105,4 метра.
Тормозной путь легкового автомобиля: при скорости 30 км/час:
• в сухую погоду — 7,2 метра;
• в сырую погоду — 10,5 метра;
• в снег— 37,5 метров.
6. Загадки (вопросы задаются каждой команде поочередно)
1. Полосатая лошадка.
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке —
По ней люди все идут.
(Переход)
2. Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер)
3. Дом чудесный — бегунок
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
4. Вот так чудо-чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу!
(Велосипед)
5. По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем
Все, что нам они велят.
(Знаки)
6. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)
7. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный.
{Светофор)
8. Маленький, удаленький
Громче всех кричит.
(Свисток)
9. Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
10. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
(Грузовик)
11. Знак зеленый загорится —
Значит можно нам садиться.
(Светофор)
7. Практика — великая сила
Ведущий. Перед вами элементы улиц и дорожные знаки. Задание: правильно расставьте знаки на улицах города.
8. Заключение
Ведущий. В течение всего дня мы вели разговор о правилах дорожного движения, о том, кто нам помогает их выполнять. В конце занятия давайте еще раз назовем всех помощников пешеходов (Ответы детей).
Стихотворение Н. Гончарова читает ученик.
|